Искусство и сознание

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Искусство и сознание » Форум о культуре » Махатма Ганди


Махатма Ганди

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Читаю книгу автобиографию М Ганди «Моя жизнь» https://biography.wikireading.ru/81747
М Ганди в своей автобиографии подробно рассказывает о своих нравственных принципах, о религиозных исканиях. Много Ганди размышляет о судьбах и самобытном пути Индии, сравнение и познание европейской цивилизации. Несмотря ни на что, Ганди остается тверд в утверждении своих нравственных ценностей, которые пришли ему по наследство от его национального самосознания и религиозных традиций - в частности отказ от мяса. В Индии 80% вегетарианцев, а во времена Ганди было ещё больше. Очень много написано в автобиографии о вегетарианстве, как о принципе сострадании к животным и ненасилии, осуществлении принципа ахимсы.
М Ганди рассказывает о случае, когда он столкнулся с религиозном жертвоприношением животных. Как человек, который придерживается принципов ахимсы и вегетарианства, и даже веганства М Ганди не мог не упомянуть в своей биографии об этом. До глубины души его возмущает бесполезная и нелепая жестокость религиозных убийств животных. Он написал, что молится о том, чтобы родился на Земле сильный духом человек, который устранил и запретил бы жертвоприношения животных.
Я тоже об этом мечтаю, к сожалению жестокие бессмысленные предрассудки ещё живы в некоторых религиозных культах. И не ясно, когда они уйдут в прошлое.
Зоозащитники устраивают акции и пикеты против жертвоприношений животных. Я сама стояла в 2017 году у Министерства ветеринарии с одиночным пикетом, с требованием запретить жертвоприношения на Курбан Байрам.
http://s3.uploads.ru/t/VlgWf.jpg

На Курбан Байрам зоозащитники Альянса защитников животных выехали на один из пунктов легального убоя жертвенных животных. На этом пункте были нарушены правила Таможенного союза о гуманном убое – животные убивались без предварительного оглушения-обезболиванию.
Подробнее можно почитать здесь
https://www.allianceforanimals.ru/kurba … 1-09-2017/
Жертвоприношение животных на Курбан Байрам

"Моя жизнь"
Ганди Мохандас Карамчанд
XVIII Месяц с Гокхале — II

"Каличаран Банерджи рассказывал мне о храме Кали, который я очень хотел посетить, в особенности после того, как прочитал о нем в книгах. В один прекрасный день я отправился туда. В этом же районе жил и судья Миттер, поэтому я посетил храм в тот же день, когда заходил к Миттеру. По дороге я увидел большое стадо овец, которых гнали в храм Кали, чтобы принести в жертву. Вдоль дороги, ведущей к храму, выстроились ряды нищих. Среди них были нищие монахи, но я уже тогда был решительным противником того, чтобы подавать милостыню здоровым людям. Целая толпа их шла за мной. Нищий, сидевший на веранде, остановил меня вопросом:
— Куда ты направляешься, сын мой?
Я ответил. Он попросил меня и моего спутника присесть, что мы и сделали. Я спросил его:
— Считаете ли вы подобное жертвоприношение религией?
— Кто может считать религией убийство животных?
— Тогда почему же вы не проповедуете против этого?
— Это не мое дело. Наше дело молиться богу.
— Но разве нет другого места, где бы вы могли молиться?
— Все места одинаково хороши для нас. Люди подобны стаду овец, они идут туда, куда их ведут вожди. Это не наше дело. Мы садху.
Мы не стали продолжать спора и пошли к храму. Навстречу нам текли потоки крови. Я не мог вынести этого зрелища. Я был возмущен и взволнован. Никогда не забуду той картины.
В этот самый вечер я был приглашен на обед к бенгальским друзьям. С одним из них я заговорил об этой жестокой форме богослужения. Но он ответил:
— Овцы ничего не чувствуют. Шум и барабанный бой заглушают ощущение боли.
Я не мог стерпеть и возразил, что если бы овцы обладали даром речи, то, наверное, сказали бы другое. Я чувствовал, что необходимо положить конец этому жестокому обычаю. Я вспомнил историю Будды, но понял, что подобная задача мне не по силам.
Я и теперь придерживаюсь этих убеждений. Для меня жизнь ягненка не менее драгоценна, чем жизнь человеческого существа. И я не согласился бы отнять жизнь у ягненка ради человеческого тела. Я считаю, что чем беспомощней существо, тем больше у него прав рассчитывать на защиту со стороны человека от человеческой жестокости. Но тот, кто не подготовил себя к такому служению, не способен его защитить. Я должен пройти через большее самоочищение и жертву, прежде чем смогу надеяться спасти ягнят от нечестивого жертвоприношения. Я готовлюсь умереть, заботясь о самоочищении и жертве, и неустанно молюсь, чтобы на земле родился сильный духом человек — мужчина или женщина, — исполненный божественного милосердия, который освободил бы нас от этого омерзительного греха, спас жизнь невинных существ и очистил храм. Непонятно, как Бенгалия с присущими ее населению знаниями, умом, жертвенностью и эмоциональностью терпит подобную резню."

"По мусульманским религиозным нормам одним из требований для производства халяльного жертвенного мяса является обязательное нахождение животного в полном сознании во время убоя. Жертве перерезают горло, включая глотку, пищевод и две главные артерии, но не отрезают голову целиком, оставляя неповрежденным позвоночник и нервную систему. В таких условиях животное (чаще всего баран) лежит связанным на земле, истекая кровью и ожидая смерти. Очень часто подобные действия сопровождаются агонией животного. "
http://echo.msk.ru/blog/koretskikh/2045730-echo/

М Ганди не разрешал и своим детям есть продукты животного происхождения, даже во время болезни. Настолько сильны были его принципы ахимсы и ненасилия

"Позвали доктора. Он сказал, что лекарства вряд ли помогут, но куриный бульон и яйца будут полезны.

Манилалу минуло всего десять лет, поэтому нельзя было руководствоваться его желаниями. Как его наставник, должен был решать я. Я объяснил доктору — очень хорошему парсу, что мы все вегетарианцы и я не могу дать сыну ни одного из этих блюд. Может быть, он посоветует что-нибудь другое?

— Жизнь вашего сына в опасности, — сказал добрый доктор. — Мы можем дать ему молоко, разбавленное водой, но это недостаточно питательно. Как вам известно, меня приглашают во многие индусские семьи и там не возражают против того, что я прописываю. Думаю, что и вам не следует быть столь суровым по отношению к сыну.

— Все, что вы говорите, совершенно верно, — сказал я. Как доктор, вы не можете поступить иначе, но на мне лежит огромная ответственность. Если бы сын был взрослым, я, разумеется, спросил бы у него самого о его желаниях и отнесся бы к ним с уважением. Но в данном случае я должен все обдумать сам и решить за него. На мой взгляд, только в такие моменты вера человека действительно подвергается испытанию. Я не знаю, правильно это или нет, но в соответствии со своими религиозными убеждениями я считаю, что человек не должен есть мясо, яйца и тому подобное. Следует ограничивать себя и в той пище, которая поддерживает в нас жизнь. Даже ради самой жизни не должно совершать определенных поступков. Религия в моем понимании не разрешает ни мне, ни моим близким есть мясо и яйца даже при подобных обстоятельствах. Поэтому я обязан пойти на риск, о котором вы говорите. Но прошу вас об одном. Поскольку я не могу воспользоваться вашими советами, предлагаю попробовать водолечение. Я знаю, как его применять, но не знаю, как следить за пульсом и дыханием. Если вы время от времени будете выслушивать моего сына и сообщать мне о его состоянии, буду вам благодарен.

Доктор понял меня и согласился удовлетворить мою просьбу. Хотя Манилал не мог еще самостоятельно сделать выбор, я рассказал ему о разговоре с доктором и спросил, каково его мнение.

— Попробуйте свое водолечение, — сказал он. — Я не хочу ни куриного бульона, ни яиц.
«Моя жизнь»
Ганди Мохандас Карамчанд
XXII Испытание веры

Подпись автора

Веганство - норма жизни!

0

2

В Англии как и в России, бьли вегетарианские рестораны, который и посещает обрадованный М Ганди.
Когда он приехал в Англию учиться, то не знал что есть, так как его окружение все ели мясо, и хотели его тоже накормить им.
еМУ ПРИХОДилось все время есть овсянку, и голодать, пока не нашел вегетарианский ресторан.

"Я искал вегетарианский ресторан. Хозяйка сказала мне, что в Сити есть и такие. Я отмеривал в день по 10–12 миль, заходил в дешевенький ресторан и наедался хлебом, но все же постоянно ощущал голод. Во время этих странствований набрел я однажды на вегетарианский ресторан на Фаррингдон стрит. При виде его меня охватило чувство радости, подобное тому, какое испытывает ребенок, получив давно желанную игрушку. При входе я заметил в окнах у двери книги, выставленные для продажи. Среди них была книга Солта «В защиту вегетарианства», Купив ее за шиллинг, я прошел в столовую. Здесь впервые со времени приезда в Англию я сытно поел. Бог пришел мне на помощь.

Я прочел книгу Солта от корки до корки, и она произвела на меня сильное впечатление. С тех пор благодаря ей я стал убежденным вегетарианцем. Я благословил день, когда дал обет матери. До сих пор я воздерживался от мяса лишь потому, что не хотел лгать и нарушать свой обет."

В этом ресторане Ганди прочитал книгу Генри Солта «В защиту вегетарианства», которую я к сожалению в интернете найти не могу.
Нашла другую его книгу Мясо или плоды?
Опыт преобразования пищи
Генри С. Солт http://www.vita.org.ru/veg/veg-literature/...-veg-ethics.htm

Был случай в детстве когда Ганди пробовал мясо, так как его друг убедил в том, что мясо дает силу. И тогда в Индии начались новые веяния, и распространялись заблуждения о том что англичане едят мясо, поэтому они здоровые.
И сейчас многие в Индии никогда не ели мясо, и самобытность, и отличие Индии от остального мира — положительная черта. И сейчас многие индусы боятся влияния западной цивилизации, считая что европейцы развращенные и бесстыдные потребители алкоголя, табака и т п. К сожалению, индусы пуритане и негативно относятся к купаниям в водоемах в купальниках, не принято у них несмотря на жару.
Из касты Ганди исключили как раз из-за того, что он решил поехать за пределы Индии.
Толстой в России тоже был в Вегетарианском обществе и был его основателем, и были международные съезды таких обществ.
В Англии, куда попал Ганди появилоись первые зоозащитные законы и Вегетарианское общество, Ганди активно принимал участие в его собраниях, и был его членом.
Толстого М Ганди часто цитирует, и называет его одним из любимым писателей.
http://s9.uploads.ru/t/3gEAd.jpg

Подпись автора

Веганство - норма жизни!

0

3

М Ганди был тоже зоозащитником, и пропагандировал отказ от мяса и вегетарианство очень активно. Так как был членом «Вегетарианского общества» в Лондоне, и посещал Конференции которые оно проводило.
Кстати, М Ганди был за ограничение численности населения, и контрацепцию — но это не мешало ему родить много детей.

Как-то стали обсуждать очень серьезный вопрос. Я считал, что отсутствовать на заседании нехорошо, а молча проголосовать — трусливо. Спор возник вот из-за чего: президентом общества был м-р Хиллс, владелец железоделательного завода. Он был пуританином. Можно сказать, что общество существовало фактически благодаря его финансовой поддержке. Многие члены комитета были его ставленниками. В исполнительный комитет входил и известный вегетарианец д-р Аллисон — сторонник только что зародившегося движения за ограничение рождаемости и пропагандист этого среди трудящихся классов. М-р Хиллс же считал, что ограничение рождаемости подрывает основы морали. Он полагал, что Вегетарианское общество должно заниматься вопросами не только питания, но и морали, и что человеку с антипуританскими взглядами, как у м-ра Аллисона, нет места в Вегетарианском обществе. Поэтому было выдвинуто предложение об его исключении. Вопрос этот меня сильно интересовал. Я также считал взгляды м-ра Аллисона относительно искусственных методов контроля за рождаемостью опасными и полагал, что м-р Хиллс, как пуританин, обязан выступить против него. Я был высокого мнения о м-ре Хиллсе и его душевных качествах. Но я считал, что нельзя исключать человека из Вегетарианского общества лишь за то, что он отказывается признать одной из задач общества насаждение пуританской морали. Убежденность м-ра Хиллса в необходимости исключения антипуритан из общества не имела ничего общего с непосредственными целями общества — способствовать распространению вегетарианства, а не какой-либо системы морали. Поэтому я считал, что членом общества может быть любой вегетарианец независимо от его взглядов на мораль.
М Ганди «Моя жизнь» XVIII Застенчивость — мой щит

По этой причине — контроля за рождаемостью, и своими чувствами, М Ганди дает обет брахмачария (который предусматривает воздержание)
М Ганди пишет что плотское влечение — вредная эмоция и страсть, которую надо преодолеть.
Странно, что при всей страстной страстной любви его к жене, он не смог найти силы обучить её грамоте. В этом он горько кается, и сожалеет в главе, где рассказывает о своём детском браке — их женили в 13 лет.
Он четко осознает и разделяет пользовательскую плотскую любовь, и возвышенную духовную любовь, которая предусматривает самопожертвование.

Разве моя верность жене состоит в том, чтобы сделать ее средством для удовлетворения моей похоти? Пока я раб вожделения, моя верность ничего не стоит. Должен отдать справедливость жене: она никогда не была искусительницей. Для меня поэтому не представляло никакой трудности принять обет брахмачарии, если бы мне этого захотелось. Однако слабая воля и чувственное влечение были тому помехой.
..
Даже после того, как я стал это понимать, я дважды терпел неудачу. Мои неудачи объясняются тем, что мотивы моих попыток были низменного свойства. Моей главной целью было не иметь больше детей. В Англии я читал о противозачаточных средствах. В главе о вегетарианстве я уже говорил о деятельности д-ра Аллинсона, пропагандировавшего контроль рождаемости. На какой-то период его деятельность оказала известное влияние на меня. Но м-р Хилл, бывший противником подобных методов и настаивавший на внутренних усилиях в противоположность внешним средствам, т. е. на самоконтроле, произвел на меня гораздо большее впечатление, и со временем я стал его убежденным сторонником. Не желая больше иметь детей, я стал стремиться к воздержанию. Это оказалось бесконечно трудным. Мы стали спать отдельно.
М Ганди «Моя жизнь» VII Брахмачария — I

В 1906 году после всестороннего обсуждения и обдумывания я дал обет. До этого я не делился своими мыслями с женой и посоветовался с ней только тогда, когда уже давал обет. Она не возражала. Однако мне было очень трудно принять окончательное решение. Не хватало сил. Сумею ли подчинить свои чувства? Отказ мужа от половых сношений с женой казался тогда странным. Но я решился предпринять этот шаг, веря в укрепляющую силу бога.
Контроль над своими вкусовыми ощущениями — главное условие при соблюдении обета брахмачарии. Я убедился в том, что полный контроль над вкусом чрезвычайно облегчает соблюдение обета, и стал проводить свои диетические опыты не только как вегетарианец, но и как брахмачари. В результате этих опытов я пришел к выводу, что пища брахмачари должна быть не обильной, простой, без пряностей и по возможности не вареной.
Шестилетний опыт показал мне, что идеальная пища для брахмачари — свежие фрукты и орехи. При такой пище я был совершенно свободен от страстей. Следование брахмачарии не требовало никаких усилий с моей стороны в Южной Африке, когда я питался одними фруктами и орехами.
М Ганди «Моя жизнь» VIII Брахмачария — II

Я думал о брахмачарии и ее значении и все сильнее укреплялся в своих убеждениях. Я беседовал на эту тему с товарищами по работе. Тогда я не понимал, насколько необходима брахмачария для самопознания, но ясно отдавал себе отчет в том, что тот, кто всей душой стремится служить человечеству, не может обойтись без нее. Я сознавал, что день ото дня у меня будет все больше поводов для такого служения и что моя задача станет мне не по силам, если я целиком уйду в радости семейной жизни и буду лишь производить на свет и воспитывать детей.

Короче говоря, я не могу жить, следуя одновременно велениям плоти и велениям духа. Например, в данном случае я не смог бы принять участие в экспедиции, если бы жена ожидала ребенка. Без соблюдения брахмачарии служение семье было бы несовместимо со служением общине. А при исполнении этого обета то и другое вполне совместимо.

дал клятву — соблюдать обет брахмачарии в течение всей жизни. Должен признаться, что тогда я далеко не полностью представлял себе всю величественность и необъятность задачи, которую взял на себя. И даже сегодня мне порою приходится трудно. Но я все глубже осознаю важность обета.

Жизнь без брахмачарии представляется мне однообразной жизнью животного. По своей природе животное не знает самоограничений. Человек является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его. Если раньше восхваление брахмачарии в наших религиозных книгах казалось мне нелепым, то теперь оно с каждым днем все яснее представляется мне совершенно правильным и при этом основанным на опыте.

Я понял, что брахмачария исполнена удивительной силы. Но она ни в коей мере не дается легко и, конечно, касается не только плоти. Обет этот начинается с физических ограничений, но ими не кончается. Совершенствование в нем предупреждает даже появление нечистых мыслей. Истинный брахмачари даже и не думает об удовлетворении плотского влечения, а если это ему все еще свойственно, то ему надо многое познать.
XXV Угрызения совести

http://sh.uploads.ru/t/8aLmn.jpg

Подпись автора

Веганство - норма жизни!

0

4

История возникновения термина "сатьяграха", этим термином обозначается движение за независимость, в Индии в период английского колониального господства разработанная Мохандасом Ганди в начале XX века тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения

Сам принцип, именуемый теперь «сатьяграха», возник раньше, чем был изобретен этот термин. Первое время я и сам не знал, что это такое. Для характеристики этого принципа на языке гуджарати мы первоначально пользовались английским выражением «пассивное сопротивление». Но однажды в разговоре с европейцами я убедился, что термин «пассивное сопротивление» слишком узок, что под ним подразумевается оружие слабого против сильного, нечто такое, что внушено ненавистью и в конце концов может вылиться в насилие. Я решил предупредить ложное истолкование и разъяснить подлинную природу индийского движения. Разумеется, индийцы сами должны были изобрести новый термин для обозначения своей борьбы.

Но, как я ни бился, все же не мог найти подходящий термин. Тогда я объявил конкурс среди читателей «Индиан опиньон» на лучшее предложение в этом смысле. Маганлал Ганди сочинил слово «сатаграха» (сат — истина, аграха — твердость) и получил премию. Стараясь сделать слово более понятным, я изменил его на «сатьяграха», и этот термин на языке гуджарати стал с тех пор обозначением нашей борьбы.
М Ганди "Моя жизнь" XXVI Рождение сатьяграхи

Подпись автора

Веганство - норма жизни!

0

5

Читая автобиографию М Ганди «Моя жизнь» у меня есть недоумение по поводу того, что он не объясняет многих важных вещей — не пишет какой пост он занимал в Индии, на основании чего он вел международную деятельность. Простой индус не смог бы принимать такие серьезные решения как М Ганди, значит он был уже политическим лидером. Но, М Ганди не пишет о своем каком-то общественном положении, описывая не или иные события удивляет то, что он чистит сортиры, ухаживает за больными чумой, делает самую грязную работу. И время, которое описывается никак не датировано.
Во время мировой войны М Ганди решил, что надо индусам участвовать в мировой войне (тоже не ясно, в 1-й или во 2-й). Хотя, принципы ахимсы несовместимы с участием в войне.

«Я до некоторой степени предвидел такое возражение, так как уже в книге «Хинд сварадж, или Индийский гомрул» я трактовал этот вопрос и имел обыкновение постоянно беседовать на эту тему с друзьями в Южной Африке. Все мы признавали, что война безнравственна. Уж если я не хотел преследовать по суду нападавшего на меня, то еще меньше мне хотелось принимать участие в войне, тем более что я не знал, которая из воюющих сторон права и на чьей стороне справедливость.
XXXIX Нравственная проблема»

М Ганди пишет о нескольких книгах которые были изданы, интересно было бы их найти, тут он пишет о книге «Хинд сварадж, или Индийский гомрул»

«Я не делал никакого различия, с точки зрения ахимсы, между воюющей и невоюющей стороной. Тот, кто добровольно. пошел на службу в шайку разбойников возчиком или сторожем, чтобы охранять их добро, когда они идут на промысел, или же сделался их сиделкой, чтобы ухаживать за ними, когда они ранены, в той же мере виновен в разбое, как и сами разбойники. Совершенно так же тот, кто ограничивается уходом за раненными в бою, также не может уйти от ответственности за войну.
XXXIX Нравственная проблема»

Несмотря на эти размышления, М Ганди решает после предварительного обучения послать на войну индейских добровольцев. Это говорит о его высоком положении в Индии. Но, он тоже записался добровольцем, проходить предвоенное обучение, и его поставили «за главного». М Ганди часто экспериментировал с разными методами лечения и питания, и был убежденным веганом. Врачевание и уход за больными было одним из главных удовольствий в жизни М Ганди. Он лечил больных водолечение, лечением землей, подробнее я напишу. Кроме веганства он часто постился — подразумеваются видимо голодовки.
После очередной голодовки М Ганди стал резко заниматься физической активностью — строевой подготовкой, что подорвало его здоровье.

«Когда я стал принимать участие в строевой подготовке, мои силы после двухнедельного поста едва начали восстанавливаться, а до места занятий приходилось идти около двух миль. Я заболел плевритом и почувствовал, что очень ослаб. В таком состоянии мне предстояло провести еще два дня в лагере. Все наши люди остались там, я же вернулся домой. Тут мне и представилась возможность прибегнуть к сатьяграхе.
Офицер еще грубее стал проявлять свою власть. Он давал понять, что считает себя нашим начальником по всем вопросам, военным и невоенным, в то же время давая почувствовать, что означает эта его власть. Сорабджи прибежал ко мне. Он вовсе не был склонен сносить такое своеволие и сказал мне:
— Все приказания мы должны получать через вас. Мы все еще в учебном лагере. На нас обрушивается град самых нелепых приказаний.
XL Сатьяграха в миниатюре»

Начальство в лице офицеров не вызвало у юных добровольцев индусов желания его слушаться.

«Мы созвали общее собрание отряда, на котором приняли решение отказаться от дальнейшего несения службы. Я указал отряду на серьезные последствия сатьяграхи. Однако значительное большинство голосовало за резолюцию, согласно которой в случае, если назначенные капралы не будут отстранены и члены отряда не получат возможность выбрать вместо них новых, отряд будет вынужден воздержаться от прохождения строевого обучения и выезда в лагерь по субботам.»

Тем временем, М Ганди продолжал болеть, а его доктор склонял его к употреблению мяса и молока.

«Моя болезнь также стала темой наших ежедневных разговоров. Я и тогда продолжал свои опыты в области питания. Пища моя состояла из земляных орехов, зрелых и незрелых бананов, лимонов, оливкового масла, помидоров, винограда.
Я совершенно отказался от молока, мучного, бобовых и др..
Меня лечил д-р Дживрадж Мехта. Он решительно настаивал на том, чтобы я пил молоко и ел мучное, но я был непреклонен. Об этом узнал Гокхале. Он не придавал особого значения моим доводам в пользу фруктовой пищи и тоже настаивал, чтобы ради здоровья я ел всё, что предписал мне врач.

Всю ночь напролет я думал. Нарушить диету — значит отказаться от своих принципов в этом вопросе, в которых, по-моему, не было ни одного слабого места. Нужно было решить, в какой мере я должен был подчиниться дружеским настояниям Гокхале и внести изменения в питание в так называемых интересах здоровья. В конце концов я решил не отказываться от своих опытов в области питания, когда пища определялась в основном религиозными соображениями; тогда же, когда выступали и другие соображения — следовать совету доктора. Религиозные соображения преобладали в отказе от молока. Я живо представлял себе отвратительные приемы, с помощью которых калькуттские говалы выжимают последнюю каплю молока у коров и буйволиц. Равным образом я считал, что как мясо, так и молоко не должны быть пищей для человека. Итак, утром я встал с твердым намерением как и прежде воздерживаться от молока. Это решение успокоило меня. Я боялся встречи с Гокхале, хотя и был уверен, что он с уважением отнесется к моему решению.
Вечером Калленбах и я зашли к Гокхале в Национальный клуб либералов. Он тотчас обратился ко мне с вопросом:
— Ну так как же, согласны вы последовать совету доктора?
Мягко, но решительно я ответил:
— Я готов уступить по всем пунктам, кроме одного, относительно которого прошу вас не оказывать на меня давления. Я не буду ни пить молока, ни есть молочных продуктов и мяса. Если бы даже отказ от них означал для меня смерть, я предпочел бы умереть.
XLI Доброта Гокхале»

М Ганди часто лечил и ухаживал за больными людьми, и часто сам бывал не здоров. Однажды, когда ему было во время болезни совсем плохо, он нарушил свой религиозный и нравственный запрет, связанный с употреблением молока.
Об этом он пишет в главе «VIII Предостережение». Там же он упоминает о брошюре по здоровому образу жизни им изданной «Руководство к здоровью». М Ганди был большим приверженцем ЗОЖ.

«Наряду с опытами по лечению землей я проводил также опыты в области питания, и здесь будет не лишним высказать некоторые замечания относительно этих опытов, хотя у меня будет еще возможность вернуться к ним.
Я не могу подробно останавливаться здесь на опытах в области питания: это я уже делал в ряде статей, написанных на гуджарати и опубликованных несколько лет назад в «Индиан опиньон», а затем появившихся в виде брошюры на английском языке под названием «Руководство к здоровью»….
Я твердо убежден, что человек совсем не должен пить молоко, за исключением молока своей матери, которое он потребляет в младенческом возрасте. Его питание должно состоять из высушенных на солнце фруктов и орехов. Для своих тканей и нервов он может получить достаточно питательных веществ из таких фруктов, как виноград, и орехов вроде миндаля. Человеку, питающемуся этими продуктами, легко умерить половое влечение и другие страсти. Вместе со своими товарищами по работе я убедился на опыте, насколько верна индийская пословица: человек есть то, что он ест. Эти взгляды обстоятельно изложены в моей брошюре.
Когда я проводил вербовочную кампанию в Кхеде, ошибка в диете истощила меня, и я был на пороге смерти. Напрасно пытался я восстановить подорванное здоровье без молока. Я обращался к врачам, вайдья и известным мне ученым с просьбой порекомендовать мне какой-нибудь заменитель молока. Одни предлагали манговую воду, другие — масло махуа, третьи — миндальное молоко. Я истощил свое тело, экспериментируя подобным образом, но ничто не могло помочь мне подняться с постели. ..
Связав себя обетом, я не мог уже пить молоко коровы или буйволицы. Конечно же, обет этот означал, что я отказываюсь от любого молока, но поскольку, давая этот обет, я имел в виду лишь молоко коров и буйволиц и поскольку мне очень хотелось жить, я решил всетаки пить молоко, но козье, оправдывая свой поступок тем, что я придерживаюсь буквы обета. Начав пить козье молоко, я прекрасно сознавал, что нарушаю дух своего обета…
Однако должен сообщить не только о том, что моя теория подвела меня, но и предостеречь от применения ее. Поэтому я убедительно прошу того, кто под воздействием выдвинутой мною теории откажется от молока, не упорствовать в своем опыте в случае, если этот опыт будет неблагоприятным в каком-либо отношении, или же проводить его, только посоветовавшись с опытными врачами. До сих пор этот опыт показал мне, что для тех, у кого слабое пищеварение и кто прикован к постели, нет более легкой и питательной пищи, чем молоко.
Я был бы очень обязан тем, кто, обладая опытом в этом отношении и прочитав эту главу, сообщит мне, удалось ли ему на основании опыта, а не из книг, найти растительную замену молока, которая была бы столь же питательна и легко усвояема. VIII Предостережение»

М Ганди пишет, что при ясной угрозе жизни, если нет полноценной замене молока, то не надо рисковать здоровьем. Но он пишет, что если найдется полноценная замена молоку, то отказ от него должен сохранятся.

Подпись автора

Веганство - норма жизни!

0


Вы здесь » Искусство и сознание » Форум о культуре » Махатма Ганди


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно