Статья святителя Тихона (Белавина), патриарх Московский и всея Руси
«Вегетарианство и его отличие от христианского поста»
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavi … kogo-posta
Очевидно, что статья архимандрита Тихона, вышедшая в 1895 г., была ответом, не в последнюю очередь, на «Первую ступень» Толстого, цитаты из которой есть в статье.
С 1993 г. она не раз перепечатывалась, а в 1998 г. воспроизведена в очередной раз в брошюре, изданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Статья является глубоким анализом вегетарианского-веганского течения, каким оно было в начале 20-го века, подробно разбираются его плюсы и минусы.
Очень люблю и уважаю патриарха Тихона. Потому что он был патриархом в смутное и тяжелое для России, и нашей Православной церкви, советское время. Когда монастыри и церковная архитектура разрушались и разорялись, а монахи и церковные люди расстреливались и ссылались. К тому же, он стал патриархом после долгого времени перерыва, когда в православной церкви патриаршество было упразднено государством.
Часто приходится слышать мнение, что вегетарианство представляет собой некое новомодное явление, пришедшее в Россию с Запада в последние годы, навязано и чужеродное. Это мнение является глубоким заблуждением. В начале 20 века, в России существовало Вегетарианское общество, и несколько зоозащитных.
Они вели активную деятельность, с филиалами по всей России, издавало журналы и альманахи, проводило конференции.
Множество вегетарианских столовых Вегетарианского общества в разных городах продавали дешевую еду. Вегетарианские поселения, школы, детские сады, столовые - все это реально существовало в начале прошлого века в разных городах России и разрушилось в один миг с приходом новой политической эпохи.
В 2006 году зоозащитная организация "Вита" начала осуществление уникального проекта, призванного рассказать россиянам о философии ненасилия и этического вегетарианства - пути, по которому пошли тысячи россиян в начале прошлого века. Журналы и книги дореволюционного периода очень четко передают настрой, витавший в творческих, прогрессивных кругах России: факты, изложенные в этих чудом сохранившихся документах, свидетельствуют о расцвете этической мысли в дореволюционной России.
Когда читаешь эти журналы и альманахи, такое ощущение, что это все сейчас написано, настолько современные темы и вопросы там затрагиваются.
«Долгие месяцы кропотливой работы потребовались нам для того, чтобы по крупицам восстановить редчайшие архивные материалы, пожелтевшие от времени страницы, которые рассыпаются буквально на глазах», - рассказывает Сергей Агабеков, сотрудник Центра "Вита". – «Теперь, по мере приведения материалов в должный вид (сканирования, воссоздания практически слепых фрагментов, очистки всех текстов от ятей), мы будем публиковать их на сайте».
Почитать архивные журналы и альманахи Российского Вегетарианского общества можно по ссылке http://www.vita.org.ru/veg/veg-history.htm
Патриарх Тихон, конечно знал о взглядах и мировоззрении вегетарианства, так как деятельность и духовное влияние Вегетарианского общества были тогда сильны.
Православное христианство, после индуизма является наиболее близким к веганству религиозным течением. Постных дней в году, по православному календарю, больше половины. Во многих монастырях монахи питаются только веганской, постной пищей. Идея воздержания, и поста как идеального монашеского аскетического поведения тоже близка веганству.
Тихон упоминает о данных из анатомии, органической химии, физиологии, медицины, экономики и, наконец, о нравственных соображениях, которые приводятся в защиту вегетарианства.
«В защиту своего учения вегетарианцы приводят данные:
1. из анатомии: человек принадлежит к разряду существ плодоядных, а не всеядных и плотоядных;
2. из органической химии: растительная пища содержит все необходимое для питания и может поддерживать силы и здоровье человека в той же степени, как и пища смешанная, то есть животно-растительная;
3. из физиологии: растительная пища лучше усвояется, чем мясная;
4. из медицины: мясное питание возбуждает организм и сокращает жизнь, а вегетарианское, напротив, – сохраняет и удлиняет ее;
5. из экономии: растительная пища дешевле мясной;
6. приводятся наконец и нравственные соображения: убивание животных противно нравственному чувству человека, тогда как вегетарианство вносит мир и в собственную жизнь человека, и в его отношения к миру животных 2 .»
Сейчас те же доводы используются веганами, объяснения их мировоззрения, и преимущества веганства. В статье отмечается, что вегетарианство ставит себе цели пресечь излишества потребления, обжорство, и сделать жизнь более экологичной.
*
Смысл поста в проявление любви к ближнему, в том числе к животным и к Богу.
Есть несколько причин, почему христиане постятся, эти причины отказа от продуктов животного происхождения иные, чем у веганов.
В статье разбираются различия между вегетарианством и христианским постом.
Христиане постятся по причине религиозных предписаний, то есть из любви к Богу.
Отмечено, что воздержание от убойной пищи делает душу легче, чище. Смысл поста в приближении к Богу через отказ от пищи, происхождение которой связано с убийством, грехом, страданием.
«То правда, что воздержание вообще, и в частности от употребления мясной пищи, обуздывает наши страсти и похоти плотские, дает большую легкость нашему духу и помогает ему высвободиться из-под владычества плоти и покорить ее своему господству и управлению. Однако было бы ошибочно полагать это телесное воздержание в основу нравственности, выводить из него все высокие нравственные качества и думать вместе с вегетарианцами, что «растительная пища сама по себе создает много добродетелей»»
Многие православные, я думаю, не склонны связывать пост с добрым отношением к животным, которых они не поедают во время поста. И убийства которых они не оплачивают в магазинах, когда отказываются от мяса, молока. Во время постов продажи мяса падают, что несомненно облегчает страдания животных, так как их меньше разводят и убивают. Это происходит автоматически, не зависимо от причин, по которым постятся православные – из-за любви к животным, или к Богу.
*
К сожалению, замечает Тихон, цели вегетарианцев утопичны, если они связывают с переходом к чисто растительному питанию наступление рая на земле. Так как природа человека слаба, и подвержена искушениям, грехам, страстям, и смертна.
Церковь и благочестивые церковные деятели, по его мнению, мудрее: они знают, что одним воздержанием этого не достичь. Не могу согласится с Тихоном в том, что рай на земле не наступит, если человечество перейдет на веганство.
«Вот какую обольстительную картину рисуют вегетарианцы, и как легко всего этого достигнуть: стоит не есть мяса и на земле водворится настоящий рай, жизнь безмятежная и беспечальная.»
Думаю, начало и основа благополучного общества лежит в отношении к слабейшим его членам – животным, детям, старикам. Когда люди будут уважать и ценить жизнь, во всех проявлениях пропадут все негативные проявления общества – войны, насилие, бедность.
Может я мечтательница и утопистка, но я действительно верю в веганский рай.
Согласна с патриархом Тихоном в том, что перейдя на веганство люди должны ещё побороть другие свои недостатки – гнев, жестокость, гордыню и мн. др.
Часто, читая посты веганов, не видишь в них истиной любви – мат, оскорбление инакомыслящих, проклятия на головы мясоедов, нетерпимость.
Даже, открывая, вроде бы, серьезные литературные веганские труды, наподобие «Веган-фрика» или «Плотоядные поневоле» возникает чувство неловкости, буквально коробит ненормативная лексика, мат. Много раз бралась за эти труды веганской мысли с поползновением прочитать, но терпению моему приходит конец, и откладываю чтение.
Этими нецензурными выражениями и бранью автор пытается высказать какие-то свои мысли и чувства, но кроме омерзения эти словеса ничего не вызывают.
Действительно, если нет любви к людям, не имеет смысла и пропагандировать любовь к животным. Потому что твой посыл не будет правильно истолкован и понят. А значит не будет никакой помощи для животных. Вместо того чтобы убедить в своей правоте, возникает обратная реакция – отторжение и враждебность к веганам и веганству. И то распространенное мнение, что веганы ненавидят людей и растения.
*
Патриарх Тихон замечает, что вегетарианцы ищут поддержки своим духовным исканиям у материалистов и атеистов. И действительно, по моим наблюдениям, среди веганов и зоозащитников много атеистов. Много в соцсетях читаю негатива от веганов-атеистов, о религии в целом и православии в частности.
Это возможно, потому что веганы понимают насколько люди погрязли в использовании животных на каждом шагу, во всех сферах своей жизни. Они видят кадры с боен и ферм, где животные существуют и умирают в ужасных условиях, где беспредельные страдания. К сожалению, религии заняли слишком отстраненную позицию от этого главного зла и несправедливости, по отношению к животным. Из-за того, что веганы обозревают масштаб мирового зла по отношению к животным, многие из них обозлились на весь мир, и не верят в Бога.
«Очень многие из них 18 признают, что «животные совершенно однородны с человеком и в физическом, и в нравственном отношении», как и человек «наделены разумом и нравственным чувством», иногда даже «в большей степени», «имеют те же понятия, чувства и способности» ; «животные одного с человеком класса», «имеют одинаковое с ним право на жизнь», «они наши братья», и посему убиение их есть «братоубийство».
Но рассуждая так вегетарианцы этим самым заявляют себя сторонниками материализма, который тоже не видит существенной разницы между человеком и животными. А материализм давно уже потерял всякий кредит в глазах ученого мира: нет ни одного серьезного и беспристрастного ученого, который бы стал утверждать, что внутренний мир человека и животных один и тот же.
Эти материалистические тенденции очень вредят чистоте вегетарианского учения и нельзя не пожалеть, что вегетарианцы вместо того, чтобы вести дело проповеди своих идей в союзе со Святой Церковью и в духе учения Христова, предпочитают черпать подкрепление своим воззрениям из мутных кладезей ложных учений.»
В конце статьи патриарх Тихон пишет о том, что было бы хорошо, если бы идеи веганства провозглашались «в союзе со Святой Церковью и в духе учения Христова».
Что несомненно очень здравая мысль, так как именно Церковь берет на себя роль пастыря и духовного наставника народа, значит она должна проповедовать доброе отношение ко всем живым существам, и к животным. Они имеют мысли, чувства, душу, эмоции и хотят жить, а зачастую можно увидеть потребительское отношение к их жизням. В год человечество убивает 70 миллиардов животных, не считая рыб, это в 10 раз больше численности людей. Земля представляет собой гигантский концлагерь, в котором мучаются и жестоко убиваются живые существа. Проповедь и воспитание народа в духе веганства и ненасилия над животными со стороны Церкви была бы логична, как и создание при церквах и монастырях приютов для бездомных животных.
*
Есть еще один мотив отказа от продуктов животного происхождения – это польза для здоровья, зож. Эти люди не считают нужным помогать животным и продвигать веганство, и для них насилие над животными может быть допустимо. Они руководствуются исключительно целями оздоровления, и их нельзя рассматривать в аспекте зоозащиты, и пропаганды веганских идей.
Веганов считают строгими вегетарианцами. Отличия веганов от вегетарианцев от в том, что они употребляют молочные продукты, яйца и мед, хотя отказываются от мяса и рыбы.
Сейчас вегетарианство несет негативный оттенок, так как эти продукты так же связаны с нещадной эксплуатацией животных.
Если человек вегетарианец по этическим соображениям – состраданию к животным, он станет со временем веганом. Если у человека только желание оздоровиться или зож, то значит, он может оправдывать другие виды эксплуатации животных. Например: посещать цирки, дельфинарии, охоту, носить натуральные меха и кожу, позволить себе вернуться на обычное питание –мясо и рыбу. Мотивация зож-ников вегетарианцев гораздо слабее чем веганская.
Так что, значение слова «вегетарианец» начала 20 века, и сейчас несколько изменилось.
У веган активистов лозунг: «Животные прежде всего»
Веганство – это образ жизни направленный на помощь животным, а не просто способ питания. Веган должен активно пропагандировать веганство, так как этим он спасает жизни животных.
Ве́га́нство — образ жизни, стремящийся к исключению — насколько это возможно и реализуемо — всех форм эксплуатации и насилия в отношении животных в качестве еды, одежды или любых других целей.
Ве́га́н — человек, следующий принципам веганства. Веганы отказываются от потребления всех видов мяса, молока (не считая грудного молока при вскармливании младенцев), яиц, мёда, а также других веществ и добавок, произведённых с использованием животных (таких как желатин или кармин). Кроме того, веганы не используют одежду и другие бытовые предметы из продуктов животного происхождения (кожи, шерсти, шёлка и так далее), а также отказываются от бытовой химии и косметики, протестированной на животных. Веганы не поддерживают цирки с животными, зоопарки, дельфинарии и другие развлечения, предполагающие использование животных.
Вегетарианство в России, в частности идеология Вегетарианского общества имела этические причины. Эти люди были бы веганами, если бы в то время существовали такие материалы как искусственная кожа, мех. Поэтому, тогда люди не могли быть веганами. Сейчас человечество пришло к такому этапу, когда может отказаться от всех продуктов животного происхождения, и никак не использовать животных в своей жизни, перейдя на веганство.
https://zen.yandex.ru/media/vakonda/pat … 2208e9e0f4
- Подпись автора
Веганство - норма жизни!